ТЮНИНГ ЗАЗ

Вход | Регистрация | Стартовой | В Избранное | PDA
ЗАЗ
ГЛАВНАЯ
Продажа новых ЗАЗ
» автосалоны » модели и цены
Продажа б/у ЗАЗ
» поиск авто » продать
Тюнинг ЗАЗ
» статьи » галерея
Все о ЗАЗ
» новости » история марки
» архив моделей » тест-драйвы
» отзывы
Мультимедиа
» обои
Обслуживание
» запчасти » автошины
Весь мир авто на InfoCar
ТЮНИНГ ЗАЗ  : : 

ТЮНИНГ ЗАЗ по-советски

 Версия для печатиОтправить другу
Иногда даже затрудняешься сказать точно, о чем пишешь больше - о самом автомобиле или о его владельце. В нашей рубрике мы рассказываем в основном о тех, кто в меру своего «чудачества» проявляют непривычную для многих заботу и любовь к своим машинам. В качестве примера хочется привести ЗАЗ-965 АЭ и его хозяина Владимира Ивановича Шумского. Последняя буква в названии авто означает «экспортный». Не удивляйтесь, сам автомобиль - «горбатый» «Запорожець» - в те далекие 60-ые годы ХХ века даже отправлялся на экспорт.

ТЮНИНГ по-советскиПравда, иностранцы вряд ли могли выговорить и запомнить надпись типа Zaporozhets, а посему экспортный вариант машин носил на себе ШИЛЬДИК С НАДПИСЬЮ JALTA («Ялта»). Но мы и дальше будем называть машину «Запорожцем».

Сейчас ЗАЗ-965 «Ялта» стоит «на вечном приколе» во дворе дома своего владельца Владимира Ивановича Шумского, 65-летнего водителя службы МЧС при аэропорте Храброво.

Там же, где и «Запорожець», нашли свое пристанище еще семь (!) автомобилей «Москвич-412». Все они довольно давно не на ходу. Однако хозяин, даже обладая отличным Opel, не спешит с ними расставаться. Было у него еще два мотоцикла. Один Владимир Иванович все-таки продал… Он искренне считает, что его автомобили - самые надежные друзья, с какими человек, к его сожалению, не в состоянии сравниться. Машины никогда не подводили его, и он старался платить им той же монетой. «Когда вдруг что-то ломалось, я обещал машине починить ее в ближайшее время, - рассказывает Владимир Иванович.
- И тогда машина заводилась, и я мог добраться до дома. Когда приезжал, не слезая с водительского сиденья откручивал все, что можно было открутить. Снимал руль, подрулевые переключатели и т.д. Все для того, чтобы не было соблазна на следующий день снова поехать. До тех пор, пока автомобиль не был починен, я не выезжал». Вот такая - странная для многих современных автолюбителей - любовь.

А вот недавно ему, пусть и работающему, но пенсионеру пришли извещения из налоговой инспекции о том, что за каждый автомобиль он вынужден платить налог на ТС. В ответ Шумский не удержался и написал письмо в ГИБДД, в котором прямо указал, что автомобили - его верные товарищи. «Сдавай документы», - понял его душевные переживания один из руководителей управления автоинспекции. Как ни было сложно, но номера и техпаспорта пришлось сдать на утилизацию …

Вернемся к ЗАЗ-965 АЭ. Сейчас он доживает век под открытым небом. Краска облезает, кузов подгнил. В настоящее время многие любители авторетро в России и за ее пределами поднимают из руин «горбатые» ЗАЗы*. Зачастую внедряются проверенные временем «дедовские» примочки, позволяющие эксплуатировать машину без особых проблем. ЗАЗ Шумского являет собой целое собрание технических решений, которыми (если по уму, конечно) должны были в те далекие годы воспользоваться инженеры Запорожского Автозавода. Большинство из этих решений успешно применялись и применяются и сейчас. А некоторые довольно продвинутые. «Я в молодые годы ходил в море и хорошо зарабатывал. Мог бы купить дорогую машину, но выбрал «Запорожець». Он был довольно недоработанным, и я этот «полуфабрикат» подогнал под свои потребности и желания», - рассказывает о машине Шумский.

Основными проблемами эксплуатации «Запорожца» всегда были и остаются охлаждение двигателя, «спартанский» комфорт и малая мощность двигателя.

Поскольку система охлаждения мотора у «Запорожцев» воздушная, штатной системы зачастую не хватает для поддержания должного температурного режима. И народные умельцы прибегают сразу к нескольким способам решения проблемы. Шумский пошел оригинальным путем. Как и многие другие зазоводы, он увеличил объем картера двигателя, установив специальную проставку между поддоном и самим двигателем. Она металлическая (а некоторые умельцы устанавливали текстолитовые) Таким образом, объем масла в двигателе увеличился, а вместе с ним выросло время, необходимое для прогревания масла до критической температуры. Вообще-то вариант не самый удобный, поскольку возрастает и время, необходимое для прогрева двигателя. Особенно это ощущается при низких температурах. Правда, лютые морозы ниже -20 С калининградской погоде не свойственны. (Кстати, добавлю еще один способ улучшения охлаждения моторного масла, известный с давних времен. У проставки, устанавливаемой в поддон картера, вваривались сквозные трубки, искусственно увеличивавшие площадь поверхностей, которые мог обдувать встречный поток воздуха.)

Далее был установлен дополнительный масляный насос и выносной масляный радиатор. То, до чего додумался Шумский, в среде нынешних и прошлых «зазотюнеров» повторяли лишь единицы: масляный радиатор установлен на крыше автомобиля. (Он охлаждался встречным потоком воздуха, который загребался специальным козырьком, куда и был «упрятан» радиатор.)
Интересна еще одна часть этой же системы. В салоне под «торпедо» был установлен алюминиевый масляный радиатор от вертолета. К нему то же шла масляная магистраль. Дополнительная магистраль была устроена следующим образом: если существующей системы охлаждения не хватало (например при езде с большой нагрузкой, либо длительной стоянке с работающим мотором), Владимир Иванович приводил в действие еще один масляный насос, находившийся под рукой. Масло теперь шло по магистрали внутри салона и охлаждалось уже за счет попадания в новый участок магистрали. В зимних условиях разогретый радиатор в салоне использовался еще и как дополнительное средство обогрева. Включил себе вентилятор - и в окошки "торпедо" хлынул теплый воздух. Крышка капота практически вся в отверстиях, закрытых крупноячеистой сеткой.

Сделанно это в творческом развитии рекомендаций журнала "За-рулем" того времени. Вид конечно не самый изысканный, однако все дело в улучшении условий вентиляции моторного отсека.
Еще одним интересным решением была установка по краю картера листа резины, этакого «брызговика», который задерживал встречный воздух, столь необходимый для охлаждения мотора. Созданных Шумским условий вполне хватало для поддержания необходимой температуры масла. Владимир Иванович даже отказался от 100% использования родного генератора, мощности которого для выработки электроэнергии было недостаточно. Основное достоинство этого агрегата по идее конструкторов заключалась в экономии места и материалов, том, что работа генератора сочеталась с использованием вентилятора, который гнал воздух на двигатель, охлаждая его. Естественно как всегда бывает ни то ни другое не было достаточным. Поэтому на кронштейне рядом со штатным генератором и был установлен дополнительный. Кстати, пока мне еще не приходилось видеть такую конструкцию кронштейна.

Не могу сказать, что видел много вариантов, но все они обычно предусматривают три-четыре (а то и больше) креплений. Кронштейн же Шумского представляет собой незамысловатую "ферму" из толстого листа прочного металла, которая крепится двумя точками на шпильках головки блока цилиндров, а третьей - за трубу выпускного тракта (правда, к настоящему времени крепление к третьей точке нарушено, но восстановить не проблема).

Владимир Иванович установил на коленвале вместо одного шкива целых три! Первые два для того, чтобы генераторы работали поочередно или вместе. На третий при необходимости можно было набросить ремень, ведущий к шкиву масляного насоса.

Что еще можно сказать о двигателе? Было установлено электронное зажигание, позволявшее без проблем заводить мотор в любую погоду. Оставлено было и штатное. Владимир Иванович - человек запасливый и бережливый, потому и не выкинул систему обычного зажигания. По принципу: выбирай по настроению.
Моторный отсек изнутри звукоизолирован. Довольно прогрессивное решение для времен 30-35-летней давности. Двигатель работал так тихо, что его не слышно было в салоне. «Желающих послушать работу мотора, я сажал в круг возле машины. Люди наслаждались мерным спокойным рокотом мотора», - не без гордости рассказывает хозяин.

Теперь о внешнем виде и оптике. «Мордочку» Владимир Иванович немного вытянул. Нижняя ее часть сместилась вперед сантиметров на пять. Он также установил большие фары.

Размер их заметно превышает все виданные мной «неродные» примеры на «Запорожцах». От чего - он сам толком не помнит. Но выглядит «лупоглазик» вполне прилично. В фары Шумский вкрутил более мощные лампы, а также поменял задние фонари, подфарники и поворотники на более яркие. В верхней части задних стоек снаружи установлены фонарики от "Москвича"

Машина сверкала в ночи, словно новогодняя елка. Под задние фонари пришлось переварить крылья. Штатные воздухозаборники были ликвидированы, а отверстия закрыты небольшими пластиковыми решёточками.

История идеи создания бамперов такова. Однажды Владимира Ивановича остановил гаишник. Инспектор довольно пренебрежительно высказался в отношении Шумского и завязался принципиальный спор. Разозленный настойчивостью Владимира Ивановича (а Владимир Иванович - человек с обостренным чувством справедливости, и никому не позволяет унижать себя), работник ГАИ потребовал снять номера. Тут Шумский «закипел». Будучи человеком весьма сильным (он и сейчас в свои шестьдесят пять лет мужик с крепим рукопожатием), он просто… оторвал бампер от машины и разломал его на три части.

В салоне вместо штатных установлены высокие складывающиеся сидения от какой-то иномарки. Приборную панель Владимир Иванович заменил на москвичевскую. Руль - от ВАЗа, подрулевой переключатель - громоздкий камазовский. Подвесная педаль газа заменена на напольную. Торпедо звукоизолировано и покрыто слоем мягкого черного дермантина.

Направляющие теплого воздуха от печки на лобовое стекло, представляющие собой щели, были задраены, а вместо них уствновлены круглые, как на «Жигулях». Потолок перешит перфорированным кожзамом. Прямо как в «Волге»!
Конечно сейчас, те изменения что остались, с точки зрения современного дизайнера выглядят топорновато. Однако на тот момент подобный подход был довольно удачным. По крайней мере, оригинальным.

Помимо своей основной задачи, бензобак также препятствует поступлению шумов от двигателя в салон. Горловина емкости выведена наружу и венчается крышкой с замком. Все как у «больших».

Изменениям подверглись еще многие и многие узлы и агрегаты машины. Места для подробного описания обо всех остальных не хватит. Просто перечислим кое-что. Например, усилена рулевая система: по материалам журнала «За рулем» модернизирован маятниковый рычаг. Что-то интересное Шумский сотворил и с коробкой передач. Технические подробности в моей голове не остались, понял я одно - за все годы пользования новой коробкой не было ни одной поломки. Сам я уверенно повтыкал передачи. Вызывает уважение: рычаг идеально четко находит свое место.

Самое интересное, что Шумского еще в далекие доперестроечные советские годы не миновало стремление поэкспериментировать с другим, более мощным двигателем. Например, он устанавливал мощный татровский мотор. Правда, в последствии от него отказался: мчащаяся по трассе машина была неустойчивой даже при внедрении заметных новшеств в подвеску. Вот что поведал Шумский на эту тему: «Ехал я однажды по трассе, а по левой полосе меня решил обогнать какой-то «жигулист». Я держу скорость. Он поравнялся, я надавил на педаль газа сильнее. Ехали вместе. Этот товарищ удивился и стал ускоряться. Я тоже прибавил. Он закусил губу и стал выживамать из машины последнее. А надо сказать, что на тот момент ВАЗ был современной машиной, достаточно быстрой. Я же не уступал ему в скорости. И вот я не стал дожидаться, ускорился и обогнал своего «соперника». Но потом все равно ладони были влажные, а коленки тряслись». Все-таки, «Запорожець» больше пригоден для эксплуатации на сложных участках дорог, а не для скоростной езды по автобанам. Владимир Иванович планировал тогда «урезать» кузов машины, укоротить базу, сделав ЗАЗ джипом для двоих. Но воплощению помешала авария: трамвай, съезжая под горку, въехал в заднее крыло. Восстановить его уже не удалось: кузовные детали были к тому времени в большом дефиците. Впрочем, и без того этот ЗАЗ-965 АЭ являет собой уникальный образчик советского тюнинга «народного автомобиля».


Проголосуйте за статью (средний бал 4, голосовало 13)
5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
Источник: Mashina.info   (прочтена раз: 16701) Добавить в Memori Добавить в BobrDobr Добавить в Del.Icio.Us Добавить в Mister Wong Добавить в MoeMesto Добавить в Google Bookmarks Добавить в News2.ru Добавить в Яндекс-закладки
Тюнинг ЗАЗ - фото 489
Тюнинг ЗАЗ - фото 10867
Тюнинг ЗАЗ - фото 6713
КОМЕНТАРИИ К СТАТЬЕ

Коментариев пока никто не оставил. Станьте первым!
Имя*:   E-mail: (СПАМ)
Тема:
Ваш коментарий* (осталось символов: 3000)
Повторите код*:   
Размещение информации| Информеры | PDA-версия | |